статыстыка наведванняў
індэкс цытавання
Наш видеоканал
|
Дыстанцыйнае навучанне
Создание информационно-образовательного пространства для формирования личности, адаптированной к жизни в информационном обществе, является одной из главных задач программы информатизации системы образования в нашей Республике. В условиях информационного общества происходит интеграция традиционной модели обучения с инновационными формами и методами, что способствует формированию всесторонне развитой личности, соответствующей требованиям современности. Особую значимость приобретают информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) как один из инструментов социализации ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Применение ИКТ в образовательном процессе данной категории детей позволяет получить доступ к разнообразным источникам информации, предоставляет широкие возможности для проектирования образовательной среды, даёт возможность познакомиться с разными моделями межличностной коммуникации, повысить уровень самоконтроля деятельности, создает более комфортные условия, обеспечивает занимательную форму процесса обучения, способствует повышению его качества. Открывает новые возможности использования традиционных и применения нетрадиционных методов и приемов обучения. Качественная характеристика результативности образовательного процесса во многом зависит от способа организации учебной деятельности. Одной из форм применения ИКТ в образовании является дистанционное обучение. Наиболее актуальным вопросом на сегодняшний день в данном направлении является разработка и практическая реализация методик и моделей организации образовательного процесса учащихся с интеллектуальной недостаточностью, создание благоприятных условий для проектирования соответствующей образовательной среды. Желание обеспечить современный уровень обучения и более высокое качество образовательного процесса учащихся с интеллектуальной недостаточностью, наполнить деятельность учителя принципиально новым содержанием, побудило нас к изучению средств и условий применения дистанционного обучения данной категории детей. Для нас также важно было определить эффективность и целесообразность применения данной формы обучения, как в условиях вспомогательной школы, так и при организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования и при осуществлении обучения на дому. В основу исследования легли общепризнанные методики в системе общего среднего образования. Мы лишь хотели адаптировать и усилить их коррекционную направленность, а затем – изучить эффективность данной формы обучения в образовательном процессе учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Предварительная работа включала в себя:
- Исследование современных подходов к организации дистанционного обучения.
- Изучение практического опыта применения технологий дистанционного обучения в системе общего среднего образования.
- Выбор модели обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью с применением дистанционных технологий.
- Выявление особенностей уровня развития познавательных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся, определение зоны их ближайшего развития.
- Подбор электронных образовательных ресурсов с учётом индивидуальных особенностей учащихся – тестовых заданий, презентаций, видеоматериалов, тренажёров, обучающих и развивающих компьютерных программ и др.
- Организацию и проведение педагогического эксперимента с применением выбранной модели.
- Анализ результатов эксперимента.
- Рефлексия опыта собственной педагогической деятельности.
Апробация применения данной формы обучения в образовательном процессе учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществлялась в рамках педагогического эксперимента, организованного на базе ресурсного центра ГУО «Молотковичская вспомогательная школа-интернат». В экспериментальную группу, были включены 12 учащихся 5 класса, владеющих необходимым минимумом умений и навыков работы за компьютером. Ребятам предстояло выполнить комплекс практических заданий различной сложности в дистанционном режиме. Для проведения эксперимента были созданы рабочие места учителя и ученика, включающие всё необходимое оборудование: наушники с микрофоном, веб-камеру, компьютер с подключением к Интернету, принтер. На компьютерах было установлено программное обеспечение, для осуществления учебного диалога учителя и ученика. В процессе выполнения заданий рядом с учащимися находился ассистент, для оказания необходимой помощи. Организация образовательного процесса учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет особую специфику. Учащиеся данной категории не могут самостоятельно планировать свою учебную деятельность, не владеют в достаточной мере навыками самостоятельной работы, уровень развития познавательной активности и учебной мотивации значительно снижен, их сложно мотивировать на осуществление самостоятельной деятельности. Поэтому обучение осуществляли в режиме on-lain с применением сетевых дистанционных технологий. Для организации учебного диалога мы использовали приложение TeamViewer, которое позволяет получать полный доступ к удалённому компьютеру так, словно учитель сам находится за его клавиатурой. С этой программой очень удобно работать дистанционно с учащимся, так как учитель может не только разговаривать с ним по скайпу, но и управлять удаленно его компьютером, открывать нужные файлы и программы, осуществлять пересылку необходимых учебных материалов – текстовых заданий, презентаций, видеофрагментов, обучающих программ. Учащийся будет видеть все действия учителя, а учитель имеет возможность контролировать учебную деятельность учащегося и оказывать ему необходимую помощь. Можно организовать учебную деятельность так, как будто учитель и учащийся находятся за одним компьютером. Скачать приложение можно совершенно бесплатно с сайта производителя www.teamviewer.com. Программа не предъявляет высоких требований к системным ресурсам и совместима с большинством версий операционной системы Windows. Осуществляя педагогическое наблюдение за работой учащихся в рамках эксперимента, удалось выявить наиболее часто возникающие затруднения и оценить положительные стороны подобной деятельности. По результатам проведённого исследования была составлена сравнительная диаграмма уровня развития познавательных процессов учащихся экспериментальной группы. Анализируя полученные данные, мы выявили, что в результате применения дистанционного обучения у учащихся экспериментальной группы повысился уровень развития познавательного интереса, учебной мотивации, самостоятельности и самоконтроля, что доказывает эффективность и целесообразность использования данной формы обучения в образовательном процессе учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Опыт применения дистанционного обучения апробирован в классе интегрированного обучения и воспитания на базе одного из учреждений общего среднего образования Пинского района, где также были получены положительные результаты. В роли ассистента может выступать учитель, осуществляющий обучение в классе интегрированного обучения и воспитания, один из родителей или волонтёр. Опыт работы в рамках эксперимента по применению дистанционных технологий при обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью убедительно доказывает, что это уникальная форма педагогического взаимодействия, обладающая большим потенциалом для личностного развития всех участников образовательного процесса. Трансляция накопленного опыта по применению дистанционного обучения в образовательном процессе учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется через проведение обучающих, практических семинаров, мастер-классов на базе ресурсного центра, созданного в нашем учреждении образования. Использование возможностей дистанционного обучения в образовательном процессе данной категории детей является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию его методики, формирует основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся на более высоком уровне. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс учащихся с интеллектуальной недостаточностью способствует: расширению образовательной среды; повышению эффективности образовательного процесса и совершенствованию его методик; формированию социальной активности, коммуникабельности учащихся; повышению их уровня самоорганизации и самостоятельности, умения взаимодействовать с компьютерной техникой; организовать дифференцированное или индивидуальное обучение учащихся с нарушениями интеллекта при изучении отдельных тем или целого курса; продолжить образовательный процесс в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине болезни или неблагоприятных погодных явлений; раскрыть личностный потенциал ребёнка с особенностями психофизического развития в учебном процессе. Эта форма обучения не только обеспечивает максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам, способствует расширению образовательной среды, но и содействует формированию у учащихся коммуникативных навыков и умений с использованием современных средств и способов общения, а также их успешной социализации.
225760 Брестская область, Пинский район, агрогородок Молотковичи, ул. Морозова, д. 1 а
|