УСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЛОТКОВИЧСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(новая редакция)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Государственное учреждение образования «Молотковичская специальная школа-интернат» (далее – Учреждение образования) переименовано решением Пинского районного исполнительного комитета №1075 от 15.08.2022; государственное учреждение образования «Молотковичская вспомогательная школа-интернат» приказом управления образования Брестского облисполкома «Об утверждении уставов и переименовании учреждений образования» № 500 от 8 августа 2011 г. из учреждения образования «Молотковичская государственная вспомогательная школа-интернат».
На основании решения Пинского районного Совета депутатов от 24 декабря 2013 г. № 25-08 «О безвозмездном принятии предприятия как имущественного комплекса» принято безвозмездно из собственности Брестской области в собственность Пинского района.
Зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 18 августа 2011 г. за № 200112256.
1.2. Наименование Учреждения образования:
на русском языке:
полное: государственное учреждение образования «Молотковичская специальная школа-интернат»;
сокращенное: Молотковичская специальная школа-интернат;
на белорусском языке:
полное: дзяржаўная установа адукацыі «Малоткавіцкая спецыяльная школа-інтэрнат»;
сокращенное:Малоткавіцкая спецыяльная школа-інтэрнат.
1.3. Место нахождения Учреждения образования: улица Морозова, дом 1а/1.агрогородок Молотковичи, Брестская область, Пинский район, Республика Беларусь, 225760.
1.4. Тип Учреждения образования – учреждение специального образования.
Вид Учреждения образования – специальная школа-интернат. Учреждение образования обеспечивает образовательный процесс для детей с интеллектуальной недостаточностью.
1.5. Имущество Учреждения образования находится в собственности Пинского района и закрепляется за Учреждением образования на праве оперативного управления.
Полномочия собственника имущества Учреждения образования осуществляет Пинский районный Совет депутатов (далее – Собственник).
Уполномоченный им орган по управлению и распоряжению имуществом Учреждения образования – Пинский районный исполнительный комитет (далее – райисполком).
Отраслевым органом управления Учреждением образования является отдел по образованию Пинского райисполкома (далее – Орган управления).
1.6. Учреждение образования является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь.
Имеет закрепленное за ним на праве оперативного управления обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием и с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы со своим наименованием, другие реквизиты юридического лица.
1.7. Учреждение образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
1.8. Учреждение образования от своего имени заключает договоры и контракты, приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может являться истцом и ответчиком в суде.
1.9. Учреждение образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Гражданским кодексом Республики Беларусь, решениями Учредителя, а также настоящим Уставом.
1.10. Внесение изменений в Устав Учреждения образования производится решением Пинского райисполкома.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Целью деятельности Учреждения образования является обучение, воспитание, коррекция физических и (или) психических нарушений развития лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), подготовка их к трудовой деятельности, осознанному профессиональному самоопределению, обеспечение их социальной адаптации и интеграции в общество. В Учреждении образования обучаются учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, в том числе имеющие тяжелые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения.
2.2. Основными задачами Учреждения образования являются:
формирование у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью общетрудовых умений и навыков, положительной мотивации к трудовой деятельности через организацию трудового, профессионально-трудового обучения и профессиональной ориентационной работы;
обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
организация социально направленного образовательного процесса с целью оптимального развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
формирование умений и навыков, позволяющих обучающимся с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно принимать решения в условиях личностного, социального и гражданского выбора;
организация систематического наблюдения за развитием психических функций и состоянием здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения и воспитания;
создание необходимой коррекционно-развивающей образовательной среды для личностного, социально-эмоционального развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, формирования их жизненной компетенции;
формирование личностных качеств обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, способствующих реализации своих жизненных целей и интересов в соотнесении с правами, потребностями, целями окружающих людей, общества, государства;
организация патроната выпускников Учреждения образования на первых этапах их самостоятельной жизни;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
2.3. Основным предметом деятельности Учреждения образования является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, коррекционной, воспитательной и методической работы.
2.4. Учреждение образования реализует образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, создает условия для гармоничного развития и социализации обучающихся, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). В Учреждении образования создаются условия для проживания и питания обучающихся.
2.5. В целях содействия развитию учебно-воспитательной, материальной и социальной базы, организации профессионального обучения и практики, решению социальных вопросов работников и учащихся Учреждение образования может осуществлять виды экономической деятельности согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь (ОКРБ 005-2011), утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85.
Учреждение образования осуществляет лицензируемые виды деятельности:
деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
медицинская деятельность.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются после получения в установленном порядке соответствующих лицензий.
3. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Количество классов (групп) в Учреждении образования определяется решением Пинского райисполкома в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов с учетом условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.
3.2. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, зависит от его познавательных возможностей и составляет:
в первом отделении для обучающихся с легкой интеллектуальной недостаточностью – от десяти до двенадцати лет;
во втором отделении для обучающихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью – десять лет.
Наполняемость класса (группы) для обучающихся:
первого отделения – 12 человек;
второго отделения – 6 человек.
Исходя из региональных условий, решением Пинского райисполкома Учреждение образования может открывать классы (группы) и с меньшей наполняемостью.
3.3. В Учреждении образования могут создаваться XI, XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки при наличии необходимой учебно-материальной базы для профессионального обучения и возможности организации производственной практики.
3.4. В Учреждении образования могут открываться дошкольные группы для детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 3 до 8 лет. Работа групп организуется в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
3.5. Медицинское обслуживание учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется работниками, входящих в штат Учреждения образования.
Лечебно-консультационная помощь врачей других специальностей при необходимости осуществляется учреждением здравоохранения «Пинская центральная поликлиника».
3.6. Психологическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляет педагог- психолог, а также социально-психолого-педагогическая служба Учреждения образования.
3.7. Как структурная единица в Учреждении образования может создаваться ресурсный центр специального образования.
3.8.В Учреждении образования могут открываться классы для учащихся с расстройствами аутистического спектра.
3.9. Учреждение образования может иметь учебно-опытные участки (хозяйства), учебно-производственные мастерские, общежития для приобретения обучающимися навыков самостоятельного проживания и другие структурные подразделения.
4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ
4.1. Участниками образовательного процесса являются специалисты и иные работники Учреждения образования, обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью и их законные представители.
К специалистам и иным работникам Учреждения образования относятся педагогические, медицинские работники, помощники воспитателя и иные.
4.2. Педагогические работники Учреждения образования должны иметь специальную профессионально-педагогическую подготовку. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
К педагогической деятельности в Учреждении образования не допускаются лица, которым она запрещена решением суда и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
4.3. Медицинские работники Учреждения образования должны иметь специальную медицинскую подготовку. Квалификационные требования к медицинским работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Медицинская помощь учащимся с интеллектуальной недостаточностью Учреждения образования осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
4.4. Помощники воспитателя и иные работники Учреждения образования оказывают помощь в организации процесса обучения, воспитания и социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Квалификационные требования к помощникам воспитателя и иным работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
4.5. Права и обязанности работников Учреждения образования определяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими нормативными правовыми актами, в том числе Положением о специальной школе (специальной школе-интернате), настоящим Уставом, должностными инструкциями.
Должностные инструкции разрабатываются и утверждаются директором Учреждения образования на основании квалификационных характеристик.
4.6. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, обучающиеся в Учреждении образования, имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений;
обучение по индивидуальным учебным планам и программам;
создание специальных условий при получении образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития;
бесплатное пользование учебным оборудованием, учебниками и учебными пособиями;
бесплатное питание в Учреждении образования в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
4.7. Обучающие обязаны:
соблюдать настоящий Устав и Правила внутреннего распорядка учащихся Учреждения образования;
выполнять требования учебных планов и программ.
4.8. Иные права и обязанности учащихся Учреждения образования определяются законодательством Республики Беларусь.
4.9. Законные представители учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в Учреждении образования, создают благоприятные условия для развития, воспитания, укрепления здоровья ребенка, подготовки его к самостоятельной независимой жизни в семье и в обществе.
Законные представители обучающихся с интеллектуальной недостаточностью обязаны соблюдать настоящий Устав.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Содержание образования, организация образовательного процесса на первом и втором отделении Учреждения образования (начало, окончание учебного года, продолжительность каникул) определяются специальными учебными планами и программами, которые разрабатываются на основе образовательных стандартов специального образования и рекомендуются Министерством образования Республики Беларусь.
5.2. Образовательный процесс в Учреждении образования имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с познавательными возможностями учащихся с интеллектуальной недостаточностью в доступных и разнообразных видах учебной и внеклассной деятельности, способствует формированию жизненной компетенции, социально значимых знаний и умений, необходимых им в повседневной жизни, навыков культурного и социального поведения, обеспечивает возможность интеграции и активного участия в жизнедеятельности общества.
5.3. Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется на уроках по общеобразовательным предметам, коррекционных занятиях, во внеклассной работе.
5.4. Организация коррекционных занятий в Учреждении образования может осуществляться в форме индивидуальных, групповых, фронтальных занятий.
5.5. Коррекционные занятия организуются на основе психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и направлены на ослабление нарушений их психофизического развития, а также преодоление ограничений, возникающих вследствие данных нарушений.
5.6. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь, оказываемую учителем-дефектологом (учителем-логопедом) на специально организованных групповых или индивидуальных занятиях. Деятельность учителя-дефектолога (учителя-логопеда) осуществляется в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
5.7. С целью уточнения соответствия программы обучения познавательным возможностям обучающихся с интеллектуальной недостаточностью администрация Учреждения образования организует мониторинг учебных достижений и развития учащихся 1–5 классов и осуществляет контроль за его проведением. Результаты мониторинга обсуждаются на педагогическом совете Учреждения образования не менее 1 раза в год.
5.8. На основании результатов мониторинга администрация Учреждения образования инициирует перед учреждениями коррекционно-развивающего обучения и реабилитации пересмотр программы обучения обучающихся, развитие и учебные достижения которых не соответствуют познавательным возможностям обучающихся и стандартам специального образования.
5.9. Получение образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на первом отделении Учреждения образования, сопровождается текущей и промежуточной аттестацией и завершается итоговой аттестацией. Порядок и особенности проведения итоговой аттестации определяются Министерством образования Республики Беларусь.
5.10. Получение образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на первом отделении Учреждения образования, завершается выпускным экзаменом по трудовому обучению.
5.11. Получение образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на втором отделении Учреждения образования, сопровождается текущей аттестацией, которая строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки как количественного выражения результатов учебной деятельности учащихся.
5.12. Порядок и особенности аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся с интеллектуальной недостаточностью определяется Министерством образования Республики Беларусь.
5.13. По окончании Учреждения образования учащимся с интеллектуальной недостаточностью, обучавшимся на первом и втором отделениях, выдается документ об образовании установленного образца.
5.14. Порядок выдачи документов об образовании учащихся с интеллектуальной недостаточностью Учреждения определяется Министерством образования Республики Беларусь.
5.15. В Учреждении образования для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью могут открываться XI, XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, наполняемость которых составляет 12 учащихся.
5.16. Содержание образования, организация образовательного процесса в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки регламентируются учебными планами и программами специального образования.
5.17. Образовательный процесс вXI, XI–XIIклассах носит практико-ориентированный характер, направлен на формирование социально значимых знаний и умений, необходимых учащимся с интеллектуальной недостаточностью для реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных и профессиональных обязанностей в самостоятельной жизни, обеспечивает завершенную на начальном уровне профессионально-трудовую подготовку учащихся. Первичная социально-профессиональная адаптация учащихся с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается посредством производственной практики, объем и сроки прохождения которой определяются учебными планами и учебными программами специального образования.
5.18. Получение образования учащимися с интеллектуальной недостаточностью, которые обучались в XI, XI–XIIклассах углубленной социальной и профессиональной подготовки, завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена по профилю профессионально-трудового обучения. Порядок аттестации, перевода, организации квалификационных экзаменов и выпуска учащихся, обучавшихся в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
5.19. Учащимся с интеллектуальной недостаточностью, обучавшихся вXI, XI–XIIклассах углубленной социальной и профессиональной подготовки по профессии (специальности) по окончании обучения, выдается документ установленного образца.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ
6.1. В целях совершенствования образовательного процесса в Учреждении образования организуется методическая служба, которая включает методический кабинет, методический совет, методические объединения и другие объединения преподавателей и воспитателей.
6.2. Учреждение образования имеет право разрабатывать экспериментальные учебные планы, программы, вносить коррективы в действующие учебные планы и программы в зависимости от развития научного прогресса, разрабатывать и издавать авторские программы, справочники по предметам, научно-методическую литературу, методические и учебные пособия для учащихся и педагогов.
6.3. Научно-методическое обеспечение включает в себя:
учебно-программную документацию образовательных программ для вспомогательной школы;
учебные программы по учебным предметам;
планирующую документацию коррекционной работы;
учебно-методическую документацию;
учебные издания;
информационно-аналитические документы.
6.4. Научно методическое обеспечение осуществляют:
организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение специального образования;
учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования;
учебно-методические объединения в сфере специального образования;
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере специального образования.
6.5. Методическая работа в Учреждении образования осуществляется в соответствии с положениями, которые регламентируют методическую работу в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования.
6.6. Учреждение образования имеет право на проведение экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, установленном актами законодательства.
7. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
7.1. Учреждение образования в целях осуществления задач, которые определяются действующим Уставом, имеет право в установленном порядке:
вносить предложения по дальнейшему совершенствованию образовательной и методической работы на рассмотрение управляющих органов;
проводить в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь, экспериментальную и инновационную деятельность;
обмениваться опытом образовательной и методической работы с другими учебными организациями Республики Беларусь;
заключать хозяйственные и другие договоры с предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями по проведению работ, выполнению платных услуг;
расходовать в установленном законодательством порядке прибыль, полученную от приносящей доходы деятельности, на расширение материальной базы учебной организации, премирование работников;
в установленном порядке направлять педагогов и других работников Учреждения образования на курсы повышения квалификации;
принимать необходимые решения и осуществлять действия, когда они не относятся к компетенции вышестоящих органов;
отчуждать или иным образом распоряжаться оснащением, техникой, инструментами, приборами, материалами в соответствия с действующим законодательством по согласованию с Пинским райисполкомом;
7.2. Учреждение образования несет ответственность за:
жизнь и здоровье учащихся во время нахождения их в учебном заведении;
организацию образовательного процесса учащихся;
организацию работы работников в соответствия с трудовыми договорами (контрактами);
охрану труда, производственную санитарию и гигиену;
выполнение законодательства Республики Беларусь, инструкций и других нормативных актов Министерства образования Республики Беларусь, управления образования Брестского облисполкома и отдела образования, спорта и туризма Пинского райисполкома.
8. ИМУЩЕСТВО, ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
8.1. Имущество Учреждения образования составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Учреждения.
8.2. Учреждение образования обеспечивается Пинским райисполкомом необходимыми помещениями (кабинеты, классы, учебные мастерские, комнаты для самоподготовки, комнаты для отдыха, психологической разгрузки, спальные комнаты (на 2–4 человека), игровые, сенсорные комнаты, актовый, спортивный и музыкальный залы, медицинские кабинеты, комнаты гигиены, ванно-душевые помещения, бытовые комнаты, сушилки, бассейн, помещения для приготовления и приема пищи и другие), мебелью, оборудованием, инженерными коммуникациями, а также автотранспортом, инвентарем и другими материальными ценностями, обеспечивающими жизнедеятельность, современную организацию учебно-воспитательной и коррекционной работы, труда и отдыха учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
8.3. Имущество Учреждения образования составляют основные средства, другие материальные ценности и финансовые ресурсы.
8.4. Финансирование Учреждения образования осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Учреждение несет ответственность за сохранность, эффективное использование закрепленного за ним имущества и поступающих финансовых средств.
8.5. Источниками формирования имущества Учреждения образования являются:
бюджетные средства;
средства учредителя;
безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан;
иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
8.6. С целью организации трудового обучения мастерские Учреждения образования обеспечиваются оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
8.7. Отчуждение, сдача в аренду, пользование, залог Учреждением образования имущества, находящегося на балансе, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь в порядке и пределах, установленных Собственником.
8.8. Учреждение образования не имеет право выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
8.9. Учреждение образования имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступает в распоряжение Учреждения образования и учитывается на его отдельном балансе.
Доходы, полученные от хозяйственной деятельности, Учреждение образования направляет на укрепление и развитие учебно-материальной базы, материальное стимулирование работников.
8.10. Средства, полученные Учреждением образования от осуществления приносящей доходы деятельности, расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметами доходов и расходов внебюджетных средств и актами законодательства Республики Беларусь.
9. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
9.1. Управление Учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, действующим законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом на основании сочетания принципов единоначалия и самоуправления.
9.2. Непосредственное руководство Учреждением образования осуществляет директор.
Назначение и освобождение директора производится в соответствии с действующим законодательством и Кодексом Республики Беларусь об образовании в порядке, установленном Органом управления.
9.3. Директор Учреждения образования:
решает самостоятельно вопросы деятельности Учреждения образования, за исключением отнесенных законодательством и настоящим Уставом к компетенции Собственника;
действует без доверенности от имени Учреждения образования, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами в пределах прав, установленных Собственником, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников;
планирует и организует образовательный процесс осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы школы, за соблюдение требований охраны труда и отдыха;
проводит подбор и назначение заместителей, главного бухгалтера с письменного согласия отдела образования, спорта и туризма Пинского райисполкома и определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров Учреждения образования, принимает на работу и увольняет педагогический и обслуживающий персонал;
создает условия для творческого роста педагогических работников Учреждения образования, применения ими современных форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;
организует рациональное использование выделяемых государственных ассигнований;
приобретает, арендует, заказывает необходимые Учреждению образования оборудование и другие материальные ресурсы;
утверждает в пределах фонда заработной платы штатную численность и устанавливает оклады и ставки заработной платы в соответствии с действующим законодательством;
выплачивает надбавки к должностным окладам работников в пределах утвержденных фондов заработной платы в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь, осуществляет их премирование в зависимости от конечных результатов и качества труда в соответствии с положением;
несет полную ответственность за итоги работы Учреждения.
9.4. Органом самоуправления Учреждения образования является педагогический совет, возглавляемый директором Учреждения образования.
Компетенция, состав и организация деятельности педагогического совета Учреждения образования определяется законодательством Республики Беларусь.
9.5. Деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с Положением о педагогическом совете Учреждения образования.
9.6. Трудовой коллектив Учреждения образования составляют граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудовых договоров (контрактов).
9.7. Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива Учреждения образования является общее собрание, которое собирается по мере необходимости и решает вопросы:
заключения с администрацией Учреждения образования коллективного договора;
другие вопросы, отнесенные действующим законодательством к его компетенции.
9.8. В Учреждении образования могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.
10. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА, ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
10.1. Учебно-материальную базу составляют здания, постройки, земельный участок, оборудование и оснащение, имущество потребительского, социального, культурного и другого назначения, а также учебно-наглядные пособия. Технические средства обучения, электронно-вычислительная техника, транспортные средства и другое имущество учебно-производственного использования, которое является собственностью Пинского района, отображается в самостоятельном балансе и закрепляется за Учреждением образования на правах оперативного управления в границах, обозначенных действующим законодательством.
10.2. Финансирование деятельности Учреждения образования осуществляется за счет средств районного бюджета, средств от приносящей доходы деятельности, добровольных пожертвований и целевых добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе зарубежных, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством.
10.3. Получение специального образования лицами с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается за счет бюджетных средств.
10.4. Для создания необходимой учебно-материальной базы Учреждения образования, качественной организации образовательного процесса размеры бюджетного финансирования материально-технического обеспечения определяются в установленном порядке.
10.5. Учреждением образования по согласованию с Органом управления и по договоренности с другими учебными заведениями, предприятиями и организациями может создавать учебно-производственные, учебно-торгово-производственные мастерские, объединения, другие формы ассоциаций учащихся и работников.
10.6. Расходы на содержание Учреждения образования осуществляются в соответствии с бюджетной сметой и сметой доходов по внебюджетным средствам, утвержденных Пинским райисполкомом.
10.7. Учреждение образования имеет право, в пределах полученных в результате приносящей доходы деятельности, на приобретение сырья, материалов, оборудования в организациях и у граждан по договорным ценам, по наличному и безналичному расчету, а также на поощрение работников в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Изготовленная продукция, услуги могут быть реализованы по ценам, сформированным в установленном порядке.
10.8. Всеми видами хозяйственно-финансовой деятельности управляет директор Учреждения образования.
10.9. Оплата труда работников Учреждения образования проводится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
11. НОРМЫ И ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА УЧРЕЖДЕНИЯ
11.1. Основным документом, которым регламентируются вопросы организации работы работников, являются Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения образования.
11.2. Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения образования разрабатываются Учреждением образования и согласуются с профсоюзным комитетом Учреждения образования и утверждаются директором Учреждения образования.
12. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
12.1. Учреждение образования осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
13. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
13.1. Учреждение образования осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, представляет статистическую отчетность по установленным формам органу государственной статистики по месту своего расположения.
13.2. Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Учреждения может производиться по инициативе Собственника. Результаты ревизии сообщаются учреждению.
13.3. Контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного Учреждению имущества осуществляет Пинский райисполком.
13.4. Контроль за деятельностью Учреждения образования осуществляют налоговые и другие государственные органы, на которые возложены соответствующие полномочия по организации проверки в пределах компетенции.
13.5. Должностные лица Учреждения образования за искажение государственной отчетности, нарушение порядка распоряжения государственным имуществом и неосуществление контроля за его сохранностью и эффективным использованием несут установленную законодательством Республики Беларусь дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.
13.6. Учреждение образования ведет делопроизводство в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
13.7. Учреждение образования подготавливает и сдает документы в соответствующий архив в порядке, установленном действующим законодательством.
14. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
14.1. Прекращение деятельности Учреждения образования может осуществляться путем его реорганизации или ликвидации.
14.2. Ликвидация или реорганизация Учреждения образования производится по решению Собственника, решению суда или регистрирующего органа в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
14.3. Учреждение образования считается ликвидированным с момента внесения записи об исключении его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
14.4. При реорганизации и ликвидации Учреждения образования, увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
14.5. По другим вопросам, не отраженным в настоящем Уставе, Учреждение образования руководствуется законодательством Республики Беларусь.
Пояснительная записка к учебному плану
государственного учреждения образования
«Молотковичская специальная школа-интернат»
1.Учебный план учреждения образования разработан в соответствии с учебным планом специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24 августа 2022 г. № 287.
2. Учебный план учреждения образования включает в себя перечень учебных предметов и количество часов в неделю на изучение каждого из учебных предметов, занятия компонента учреждения образования, коррекционный компонент. В структуре учебного плана 1-го отделения специальной школы-интерната выделяются: государственный компонент, коррекционные занятия и занятия компонента учреждения образования. Структура учебного плана 2-го отделения вспомогательной школы включает: государственный компонент и коррекционные занятия. Структура учебного плана XI-XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки включает: государственный компонент, профессиональную подготовку, компонент учреждения образования, коррекционные занятия.
3.Коррекционные занятия с учащимися проводятся в групповой форме учителями - дефектологами. Группы комплектуются с учётом однородности нарушений развития одного или параллельных классов. Коррекционные занятия «Ритмика и танец» в I-V классах, «Игра» в I классе проводятся со всеми учащимися класса. Учащимся, которые имеют нарушение речи, оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом.
4.Для проведения занятий по ритмике и танцу в классах 1-го отделения и музыкально-ритмическим занятиям во 2-м отделении предусматриваются дополнительные аккомпаниаторские часы, которые финансируются в полном объёме учебных часов, определённых Учебным планом на проведение уроков по ритмике и танцу и музыкально-ритмическим занятиям (100% учебного времени).
5.В соответствии с пунктом 35 Положения о вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате), при проведении учебных предметов «Трудовое обучение» в V-X классах, «Профессиональная подготовка» в XI-XII классах углубленной социальной и профессиональной подготовки класс делится на группы, обучение в каждой из групп осуществляется по разным профессиям. Трудовое обучение в школе-интернате организуется по основному, дополнительному профилю, ремеслу. Обязательным является изучение для девочек раздела «обработка тканей» в качестве основного или дополнительного профиля. Для мальчиков - «ремонтно-строительные работы в быту», «обработка древесины».
6.За счет часов, выделенных на компонент учреждения образования, в каждом из I-Х классах проводится «Час здоровья и спорта» в объеме 1 час в неделю. Занятия «Час здоровья и спорта» являются обязательными и вносятся в расписание факультативных занятий.
Всего с I по X класс - 11 часов.
7.За счет часов, выделенных на проведение компонента учреждения образования, в каждом из II, VII - X классов проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности в количестве 1 час в неделю. В III - VI классах ОБЖ входит в состав учебных занятий (1 час в неделю).
8.На проведение учебных занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» с учениками, которые отнесены к специальной медицинской группе, организованы занятия СМГ - из расчета 2 часа в неделю на одну группу (8-12 учащихся).
Всего 2 группы - 4 часа.
9. Образовательный процесс при обучении и воспитании учащихся осуществляется по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – с 1 сентября 2022 г. по 29 октября 2022 г.;
вторая – с 8 ноября 2022 г. по 24 декабря 2022 г.;
третья – с 9 января 2022 г. по 25 марта 2023 г.;
четвертая – с 3 апреля 2023 г. по 31 мая 2023 г.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 9 дней с 30 октября 2022 г. по 7 ноября 2022 г. включительно;
зимние – 16 дней с 26 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г. включительно;
весенние – 8 дней с 27 марта 2023 г. по 2 апреля 2023 г. включительно;
летние – 92 дня с 1 июня 2023г. по 31 августа 2023 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2023 г. по 31 августа 2023 г. включительно.
Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 20 февраля 2023 г. по 26 февраля 2023 г. продолжительностью 7 дней.
Распределение предметов и количества часов по классам представлено в таблицах.
1.Учебный план специального образования на уровне дошкольного образования государственного учреждения образования «Молотковичская специальная школа-интернат» разработан в соответствии с частью первой пункта 10 статьи 283 Кодекса Республики Беларусь об образовании и на основе типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24 августа 2022 г. № 286.
2.Организация образовательного процесса в специальных группах осуществляется в соответствии с:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
3.В связи с наличием разновозрастной группы воспитанников количество учебных часов на изучение образовательных областей рассчитывается для каждого возраста отдельно на основе типового учебного плана специального образования на уровне дошкольного образования.
4.Образовательный процесс осуществляется круглогодично и организуется в режиме пятидневной учебной недели.
5.Под учебными часами понимается время проведения специально организованных форм образовательного процесса (игра, занятие), соответствующий возрастным и индивидуальным возможностям воспитанника, законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Продолжительность занятий составляет:
- в средней группе (от 4 до 5 лет) - 20-25 минут;
- в старшей группе – (от 5 до 6 лет) - 25-30 минут;
- в старшей группе (от 6 до 7 лет) – 30-35 минут.
6. По образовательным областям «Развитие речи», «Элементарные математические представления», «Подготовка к обучению грамоте» занятия проводятся учителем-дефектологом.
По образовательным областям «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Изобразительное искусство» занятия проводятся воспитателем.
7. Занятия по образовательным областям «Физическая культура», «Музыкальное искусство» проводятся в группе во второй половине дня.
8. Коррекционные занятия в индивидуальной, подгрупповой, групповой форме проводит учитель-дефектолог.
Выбор направлений коррекционных занятий зависит от структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития и осуществляется учителем-дефектологом с учетом рекомендаций Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, результатов углубленного психолого-педагогического обследования воспитанников учителем-дефектологом в начале учебного года.
9.Каникулы (летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней, в учреждениях специального образования в зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений – дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней).
Распределение занятий по образовательным областям и количества учебных часов на неделю по группам воспитанников представлено в таблице.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
специального образования на уровне дошкольного образования
№
|
Образовательные области
|
Количество учебных часов на неделю по группам воспитанников
|
|
|
группа № 1
|
группа № 2
|
|
|
средняя
(от 4 до 5 лет)
|
старшая
(от 5 до 6 лет)
|
старшая
(от 6 до 7 лет)
|
1
|
Физическая культура *
|
3
|
3
|
3
|
2
|
Ребёнок и общество *
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Элементарные математические
представления **
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Ребенок и природа *
|
1
|
1
|
1
|
5
|
Развитие речи **
|
2
|
2
|
2
|
6
|
Подготовка к обучению грамоте **
|
-
|
1
|
1
|
7
|
Изобразительное искусство *
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Музыкальное искусство *
|
1
|
1
|
1
|
Общее количество учебных часов
(игр, занятий) на неделю
|
12
|
13
|
13
|
Максимально допустимая
|
4
|
5,4
|
6,5
|
учебная нагрузка в неделю на
|
|
|
|
одного воспитанника (в
|
|
|
|
астрономических часах)
|
|
|
|
Коррекционные занятия
|
Количество учебных часов в неделю
|
|
|
|
на группу
|
1
|
Развитие
познавательной
деятельности **
|
39
|
|
28
|
22
|
2
|
Развитие
игровой деятельности **
|
|
|
|
|
3
|
Социально-эмоциональное
развитие **
|
|
|
|
4
|
Пространственно-временная ориентировка **
|
|
|
|
|
Замечания:
в учебном плане используются следующие обозначения
* занятия проводит воспитатель
** занятия проводит учитель-дефектолог
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
второго отделения специальной школы-интерната для учеников
с интеллектуальной недостаточностью
№
|
Государственный компонент
|
Количество часов в неделю по классам
|
Всего
|
V
|
VIII «A»
|
VIII «Б»
|
IX
|
1
|
Элементы грамоты и
развития речи
|
3
|
3
|
3
|
3
|
12
|
2
|
Элементы арифметики
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
3
|
Ориентировка в окружающем
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
4
|
Социальная адаптация
|
2
|
3
|
3
|
3
|
11
|
5
|
Санитарно-
гигиенические умения
и самообслуживание
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Человек и мир
|
-
|
2
|
2
|
2
|
6
|
7
|
Изобразительная деятельность
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
8
|
Музыкально-ритмические занятия
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
9
|
Адаптивная физкультура
|
3
|
3
|
3
|
3
|
12
|
10
|
Предметно-практическая деятельность
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Хозяйственно-бытовой труд
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
12
|
Трудовое обучение
|
6
|
6
|
6
|
6
|
24
|
Всего
|
20
|
22
|
22
|
22
|
86
|
№
|
II. Коррекционные занятия
|
|
|
|
|
|
1
|
Формирование игровой деятельности
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
2
|
Развитие
познавательной
деятельности
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
3
|
Развитие эмоций
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Всего
|
3
|
3
|
3
|
3
|
12
|
Общее количество часов
|
23
|
25
|
25
|
25
|
98
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
первого отделения специальной школы-интерната для учеников
с интеллектуальной недостаточностью
№ п/п
|
Государственный компонент
|
Количество учебных часов в неделю по классам
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX «А»
|
IX «Б»
|
X
|
XI «А»
|
XI «Б»
|
XII «А»
|
XII «Б»
|
Всего часов
|
1
|
Белорусский язык
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
13
|
2
|
Литературное чтение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6
|
3
|
Белорусский язык и чтение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Русский язык
|
5
|
5
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
40
|
5
|
Литературное чтение
|
-
|
-
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
26
|
6
|
Русский язык и чтение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7
|
Математика
|
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
48
|
8
|
Элементы
экономических знаний
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
9
|
Человек и мир
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
10
|
Социально-бытовая ориентировка
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
21
|
11
|
Социальное ориентирование
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
12
|
История Беларуси
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7
|
13
|
География
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9
|
14
|
Биология
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9
|
15
|
Элементы компьютерной
грамоты
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6
|
17
|
Музыка
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
5
|
18
|
Физическая культура и здоровье
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
30
|
|
19
|
Трудовое обучение
|
2
|
2
|
2
|
2
|
4
|
6
|
6
|
8
|
8
|
8
|
10
|
-
|
-
|
-
|
-
|
58
|
|
20
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
|
21
|
Профессиональная подготовка, в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
охрана труда
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
|
обучение по специальности, в том числе производственная практика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
19
|
19
|
19
|
19
|
76
|
|
Всего
|
18
|
19
|
21
|
21
|
24
|
27
|
26
|
30
|
30
|
30
|
28
|
29
|
29
|
29
|
29
|
390
|
|
II. Коррекционные занятия
|
|
1
|
Развитие
познавательной
деятельности
|
2
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
18
|
|
2
|
Развитие
эмоционально-волевой сферы
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7
|
|
3
|
Формирование игровой деятельности
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
|
4
|
Ритмика и танец
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
|
5
|
Современные средства коммуникации
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
|
|
Всего
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
35
|
|
III. Компонент учреждения образования
|
1
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
5
|
4
|
4
|
4
|
3
|
5
|
5
|
5
|
5
|
57
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Общее количество часов финансируемых с бюджета
|
24
|
28
|
29
|
29
|
30
|
32
|
33
|
35
|
35
|
35
|
32
|
35
|
35
|
35
|
35
|
482
|
|