Саветы псіхолага © Молотковичская вспомогательная школа-интернат

 

XX

Змена памеру шрыфта

Усе сучасныя браўзэры дазваляюць змяняць памер шрыфта на старонцы сайта шляхам изменeния маштабу

У большасці выпадкаў для змены маштабу скарыстайцеся камбінацыяй клавіш "Ctrl і +" ці "Ctrl і -"

Так жа можаце выкарыстоўваць камбінацыю "Ctrl і скролл"

Дадатковая інфармацыя даступная па спасылцы https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

 

Государственное учреждение образования
"Молотковичская специальная школа-интернат"

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

індэкс цытавання

індэкс цытавання

 

 

 

 

Наш видеоканал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саветы псіхолага


  Формирование копинг – стратегий как профилактика кризисных состояний

больш падрабязна.../згарнуць

Формирование копинг – стратегий как
профилактика кризисных состояний.

Стрессы и их проявления в жизни людей.

Стрессы в нашей жизни являются явлением довольно частым. Переносят, ощущают их и говорят о них практически все люди. Причиной этого явления сегодня является всё, с чем ежедневно сталкивается человек, начиная с работы и семейных отношений и заканчивая обстановкой в стране и в мире вообще.

Организм человека устроен таким образом, что постоянно нуждается в равновесии. А происходящее в жизни, в том числе и отношение людей друг к другу, это равновесие систематически нарушает, вследствие чего организм просто вынужден работать на пределе своих возможностей, стремясь, одновременно с этим, поддерживать баланс всех физиологических и психических процессов, другими словами, функционировать практически без отдыха.

Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, психосоматические заболевания.

Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.

Селье выделял два вида стресса:

vЭостресс – стресс, вызывающий положительный эффект.

vДистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект.

Состоит стресс из трёх фаз:

  1. Фаза тревоги.
  2. Фаза сопротивляемости.
  3. Фаза истощения.

Интересно то, что люди, обладающие устойчивой психикой, имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса. Человек в состоянии преодолевать стрессовые ситуации практически любой тяжести, нейтрализуя давление, оказываемое на него внешними обстоятельствами.

Копинг – стратегии как направление профилактики кризисных состояний.

Как известно, подростковый возраст является кризисным. В этот период особенно обостряются эмоциональные состояния, а в дальнейшем, во время приобретения жизненного опыта, происходит их закрепление в поведении, и впоследствии полученные отклонения трансформируются в соответствующие черты личности (акцентуации).

Эмоциональные состояния сопровождают практически любую деятельность подростков, поскольку отражают отношение между мотивами и возможностью успешной реализации их деятельности.

Определение причин обострения эмоциональных состояний подростков является одной из сложнейших задач, ибо личность в этом возрасте отличается большим разнообразием своего проявления. В основу проблематики положен принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий установление взаимосвязи между состояниями и копинг-стратегиями личности.

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в психологической науке во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом Абрахамом Маслоу.

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем.

Главная задача копинга состоит в обеспечении и поддержании благополучия подростка, его физического и психического здоровья, его удовлетворенности социальными отношениями.

В условиях стрессогенных ситуаций психологическая адаптация подростка происходит, главным образом, с помощью копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Копинг-стратегии – это стратегии сосуществования с трудностями и урегулирования взаимоотношений с окружающей средой.

Всего выделяется несколько копинг-стратегий, т.е. стратегий совладающего поведения:

vРазрешение проблем как основной этап.

vАктивные действия.

vКосвенное воздействие.

vСовладание.

Разрешение проблем.

К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести позитивную самооценку, оптимистическое мировоззрение, потенциал к эмпатии, интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.

Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.

Активные действия человека направляются им на уменьшение или устранение опасности. К таковым можно отнести бегство или нападение, наслаждение или страдание, принятие или противостояние и т.п.

Косвенное воздействие.

Косвенное или мысленное воздействие без активного вмешательства обусловлено внешним или внутренним торможением, каковым может являться вытеснение, когда человек просто уходит от проблемы, переоценка, когда человек переосмысливает проблему, переключение на другую форму деятельности, подавление, изменение направленности эмоций для их нейтрализации и т.п.

Совладание.

Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.

Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.

Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение.

Варианты копинг - поведения по методике Э. Хейма

    Когнитивные                          Эмоциональные                       Поведенческие

 Когнитивные копинг - стратегии.

    Игнорирование – «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»

    Смирение – «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»

    Диссимуляция – «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»

    Сохранение самообладания– «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»

    Проблемный анализ – «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»

    Относительность – «Я говорю себе: по сравнению с проблемами Других людей мои – это пустяк»

    Религиозность – «Если что-то случилось, то так угодно Богу»

    Растерянность – «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»

    Придача смысла– «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»

    Установка собственной ценности– «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

 

Эмоциональные копинг-стратегии

    Протест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»

    Эмоциональная разрядка– «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»

    Подавление эмоций– «Я подавляю эмоции в себе»

    Оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»

    Пассивная кооперация– «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»

    Покорность – «Я впадаю в состояние безнадежности»

    Самообвинение – «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»

    Агрессивность – «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»

 

Поведенческие копинг-стратегии

    Отвлечение– «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»

    Альтруизм– «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»

    Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях»

    Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»

    Конструктивная активность– «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.).

    Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»

    Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»

    Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»

Копинг, в целом, направлен на устранение ситуации психологической угрозы и ориентирован на поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти условия. Копинг представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека, его психологическими возможностями.

Эффективное применение копинг -  стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг- стратегии применяются осознанно, активно и в зависимости от конкретной ситуации.


  Коррекция ситуативной тревожности

больш падрабязна.../згарнуць

Рекомендации подросткам по коррекции 
ситуативной тревожности

Важным моментом по профилактике и преодолению ситуативной тревожности является снятие внутренних зажимов, обретение двигательной свободы, пластики движений.

Для этого существует множество приемов. Предлагаем попробовать некоторые из них:

 1. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». 

Мысленно свяжи взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким - либо характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

2. «Приятное воспоминание». 

Предстать себе ситуацию, в которой ты испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

3. «Использование роли». 

В трудной ситуации ярко представь себе образ для подражания, войти в эту роль и действуй как бы «в его образе». (Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей).

4. «Контроль голоса и жестов». 

Контролируй свой голос и жесты, потому что   уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность.

5. «Дыхание». 

Очень важно ритмичное дыхание, попробуй  использовать способы дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

 


  Рекомендации для родителей по снижению психоэмоционального напряжения и преодолению неуверенности в себе у детей ...

больш падрабязна.../згарнуць

«Рекомендации для родителей по снижению психоэмоционального напряжения
и преодолению неуверенности в себе у детей ...»

Профилактикой психоэмоционального напряжения является здоровый сон, правильное питание, достаточные физические нагрузки, закаливание.

Уважаемые родители, наблюдая за своим ребенком, вы можете заметить признаки психоэмоционального напряжения:

1. Трудность засыпания и беспокойный сон.

2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.

3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

4. Рассеянность, невнимательность.

5. Беспокойство, непоседливость.

6. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.

7. Проявление упрямства.

8. Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (или наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).

9. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.

10. Подергивание плечами, качание головой, дрожание.

11. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.

12. Повышенная тревожность.

13. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Если вы заметили хотя бы половину вышеперечисленных признаков, то это может говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, но только в том случае, если они не наблюдались ранее. Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам.

Необходимо уменьшить нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач. Перед сном вы можете сделать ребёнку расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, диск с записями шума моря или звука дождя, вспомнить все радости прошедшего дня, спланировать, чем можно заняться завтра.

Также можно вместе выполнять упражнения, которые необходимы для снятия психоэмоционального напряжения, как для детей, так и для родителей. Выполнять данные упражнения следует с детьми тогда, когда чувствуется, что они возбуждены, тревожны, устали т.д. Для предупреждения психоэмоционального напряжения выполняйте эти упражнения 1-2 раза в неделю под спокойную музыку.

Упражнения на снижение психоэмоционального напряжения

Упражнение «Сосулька».

Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).

Упражнение «Кулачок».

Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации.

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулак крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Упражнение «Тяни».

Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустите руки – на выдохе.

Упражнение «Бабочка».

Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки), на выдохе лопатки - развести (бабочка расправила крылышки)

Упражнение «Черепаха».

Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).

Упражнение «Пяточки».

Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе - опустить.

Упражнение «Котик»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д. Ребенок выполняет движения изображая котенка.

Упражнение «Носочки».

Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе - расслабить ноги и опустить.

Упражнение «Бяка – Бука».

Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе - вернуться в обратное положение.

Упражнение «Шары»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Ребенок и родитель стоят, поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.

Уважаемые родители, помните: психоэмоционнальное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. Если родитель часто находиться в состоянии нервного напряжения, то это напряжение он невольно передает своему ребенку. Поэтому, мы рекомендуем вам следить за своим внутренним состоянием, вовремя позаботиться об отдыхе, спланировать отдых с ребенком и понимать важность этих мероприятий.

Что такое страх? Причины возникновения.

Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой-то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание.

Страхи появляются вместе с развитием познавательной деятельности, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в обществе людей, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Откуда берутся страхи?

Причина первая и наиболее понятная - конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба Яга!» По большей части, родители сами учат детей бояться.

Следующей причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а также гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка.

Так, самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей. В семьях, где мама с папой часто ссорятся, дети болеют и испытывают страхи. Так же причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным.

Причина последняя - наличие более серьезного расстройства - невроза, которое должны диагностировать и лечить только медицинские работники. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку, вовремя преодолеть страхи.

Как победить страх?

Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами. Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться (но не переусердствуйте).

Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, дать скомкать, порвать лист с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его прогнали, и он больше никогда не побеспокоит его. После этого похвалите ребенка, скажите какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх. Для борьбы со страхами можно также использовать игры или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Поэтому действуйте совместно с педагогом - психологом, проводящим групповую терапию.

Правила поведения для родителей

1. Если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал».

Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

2. Спокойный эмоциональный климат в семье является профилактикой страхов. К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!

3. Относитесь к страхам детей серьезно, это не просто капризы, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость». Ведь страх - опасная эмоция человека.

4. Постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

5. Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш обязательно научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, отвлеките наблюдением за чем-нибудь (например, посмотрите в окно). Больше разговаривайте с ребенком!

Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Уважаемые родители, мы уверены, что информация, которую мы для вас подготовили поможет вам в преодолении страхов у ваших детей. Самое главное для родителя не оказаться сторонним наблюдателем в тот момент, когда ребенку нужна помощь и поддержка. Всегда действуйте - не ошибается тот, кто ничего не делает. Анализ ошибки есть мудрость.

 Портрет неуверенного ребенка.

Неуверенный в себе ребенок, ощущая себя очень несчастным, бывает робким, озлобленным, плаксивым, а также беспокойным, раздражительным, неконтактным. Его неуверенность в себе проявляется либо в крайней решительности его действий для достижения какого-то положительного результата, либо, наоборот, в полном безволии. Он способен страдать от постоянного страха, что его накажут, отвергнут, прогонят, куда-то отправят. У него могут появиться навязчивые нервозные привычки - он начнет сосать палец, грызть ногти, часто мочиться в постель, совершать непроизвольные спазматические движения. Он может беспрестанно ссориться с товарищами и цепляться за мамину юбку, даже в каком-то плане производить впечатление ребенка с замедленным развитием.

Пять советов родителям, которые могут помочь ребенку стать уверенным в социальной среде

1. Поощряйте контакт взглядом.

Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.

2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор.

Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

3. Тренировка навыков общения с младшими детьми.

Специалисты рекомендуют сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей для непродолжительных игр.

4. Создайте условия для игр в паре.

Встречи для игр в паре - лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

Если вы хотите, чтобы ваш застенчивый ребёнок стал более уверенным в себе, учите его отстаивать собственное мнение. И не где-нибудь там, вдали от дома, а прежде всего здесь, в вашей квартире, в разговорах и спорах с вами. Конечно, без грубости и хамства, но и вы тоже не кипятитесь, натолкнувшись на несогласие. Важное дополнение к сказанному: чтобы научить ребенка отстаивать собственное мнение, для начала нужно этим мнением поинтересоваться. И обязательно давайте ему возможность говорить «нет» в ситуациях, в которых у него есть выбор.

Научите своего ребенка нормально воспринимать шутки других людей, да и сами с малышом выучите какой-нибудь детский анекдот или шутку. Ведь юмор и улыбка - отличное средство в трудных ситуациях.

Приучайте ребенка к положительной самооценке.

Тренируйтесь вместе перед зеркалом произносить такие чудодейственные фразы, как: «Я смелый», «Я уверенный в себе» и т.д.  

Например, отлично поднимет настроение, когда утречком, сонные, неумытые и непричесанные, вы, глядя с улыбкой в зеркало, серьезно произнесёте хором: «Какие мы все-таки красивые!» (для мамы с дочкой).

Помогите своему ребенку, ведь уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим ребятам, смело станет высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения. И в этом будет ваша заслуга.

 

 

 

 


  Адаптация первоклассников с особенностями психофизического развития к школе

больш падрабязна.../згарнуць

Уважаемые родители первоклассников!

Каждый из вас беспокоится, сможет ли ваш ребёнок достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к переменам в его новой «школьной» жизни, а тем более ребёнок с особенностями. Поэтому поговорим о том, как нам, родителям, помочь своим детям в этом сложном процессе.

Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что ваш ребёнок станет чаще болеть? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него появятся близкие люди вне дома? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам? Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни. Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеяться над своими страхами, поговорить с будущими учителями.

Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять, кому вы доверяете своего ребёнка. Сможете спросить, сколько детей в классе; что обычно делают, если кто-то заболел, подрался; каким образом связываются с родителями в экстренных случаях?

Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать своё спокойствие маленькому школьнику.

Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему будет найти своё место среди ровесников. Ребёнок, у которого яркая дорогая одежда, необычные, привлекающие внимание карандаши, пеналы, тетради, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек.

В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на «своих» и «чужих». В «свои» попадают те, которых большинство. В «чужие» записывают меньшинство – скажем,  единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и джинсах.

Если ваш ребёнок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе и т.п.), то придётся заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать своё достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы.

После тщательной подготовки ребёнок приходит в новую школу. И вот – момент, которого вы так боялись. Он куксится и начинает хныкать: «Я не хочу оставаться тут! Забери меня домой!» Если вы не готовы к такому повороту событий и растеряны – ребёнок удвоит шумовую атаку и сдобрит её драматическими эффектами. Может повалиться на пол и устроить истерику. Может прижаться к вам так, что трое взрослых не оттащат, или забиться в угол и начать дрожать. Словом, он задержит вас на пороге школы и превратит расставание в душераздирающую сцену. 

Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться простых правил:

1. Готовьте ребёнка к событию заранее.

2. Поднимите малыша пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с вами подурачиться. Зарядившись с утра положительными эмоциями, он куда легче перенесёт грядущую разлуку.

3. На прощание дайте ребёнку сюрприз: смешной рисунок или забавную печатку на ладошку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.

4. Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно придёте за ним вечером. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.

5. После того, как ваш первоклассник придёт домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

Для успешной адаптации ребёнку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. 

Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку больше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищённым и уверенным в своих силах.

Памятка родителям первоклассников.

  1. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах. Серьёзное отношение к его первым достижениям и трудностям помогут первокласснику с особенностями подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  2. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  3. Ваш ребёнок пришёл в школу учиться. Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

  4. Составьте вместе с ребёнком распорядок дня, следите за его соблюдением.

  5. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха, в каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить мотивацию к учению.

  6. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю.

  7. Учение - это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать его радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 
  1. Никогда не жалейте ребёнка, что он не такой как все. Помните, что когда – нибудь он повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни.

  Как сдать экзамены?

больш падрабязна.../згарнуць

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ВЫПУСКНИКИ.

  Впереди нелёгкое время, время сдачи выпускных экзаменов. Предлагаем вам несколько советов,  которые помогут  вам научиться сдавать экзамены.

Выделяют три основных этапа:
1. Подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом.
2. Поведение накануне экзамена.
3. Поведение собственно  во время экзамена.

 Подготовка к экзаменам.

  Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность (достаточно картинки в таких тонах).

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня  будете учить.

Пока свежая голова лучше начинать с самого трудного. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае лучше начать с более легкого.

Обязательно следует чередовать работу и отдых (например, 40 мин занятий, затем 10мин – перерыв).

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда, кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу – любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом, обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того, чтобы она стала понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти – речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все ровно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйтесь на ключевых мыслях.

Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

Накануне экзамена.

  Оставьте один день пред экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а пред устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом – на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т.е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми чувствами, переживаниями, «страшными мыслями» вот вы вошли в класс, вот тянете билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т.п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредотачиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание.  Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе  все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно быть при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, сто бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, неправда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.

По дороге на экзамен не вредно просто полистать учебник.

 Во время экзамена.

Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.
1.Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
2.Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги, Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.
3.Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20-25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25минут, можно распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, - это переписать все начисто. Пока вы будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
4.Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
5.Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
6.Если вопрос состоит из частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстренько просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
7.Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
8.Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишите эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

 Что делать, если… 

  • …вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного.  В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но сделать это хаотично.
  • …вообще ничего не знаете, не говорите об это экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею,  типа: «Прежде, чем говорить о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще…»  и т.д.
  • …на полуслове вы забыли о чем надо говорить. Прежде всего, не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее – такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так – смело продолжайте ответ. Если нет – посмотрите на план ответа и начинайте отвечать следующий пункт. Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили.
  • …Вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем-то забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о….» Говорите, например, так: «Вернемся к… (название пункта плана). Я хотел бы добавить…» или так: «Кроме того, надо сказать,   что …», «Следует подчеркнуть».
  • …Вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжите ответ, как если бы вы этого не заметили.
  • …экзаменатор в резкой неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на четком ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное – сохранять чувство собственного достоинства и с достоинством держаться.
  • … Вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы – дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми и все. Если оговорку кроме вас никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.
  • … Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Определите,  к чему относится данный вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.
  • … Вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен  ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку,  и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться  в усваиваемом материале.
  • …Вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора – пусть оно не покидает вас во время экзамена. 

Удачной сдачи выпускных экзаменов!

 


  Когда ваш ребёнок "особенный"

больш падрабязна.../згарнуць

      Рождение в семье больного, «не такого как у других», ребенка переживается его родителями и всеми членами семьи как настоящая трагедия: ведь с его появлением на свет было связано столько планов и ожиданий! Родители мечтали о том, кем он мог бы стать, чего мог бы достичь, каким он мог бы вырасти. И вот, с появлением «особенного» ребенка, все планы рушатся, будущее предсказать невозможно. Жизнь теперь делится на две части: «до» появления ребенка (спокойная и беззаботная) и «после» (тревожная, непонятная, трудная).

  У родителей наряду с чувством любви и жалости к больному малышу возникает и целый комплекс негативных переживаний: раздражение, обида, недовольство, чувство вины.

   Семья для любого ребенка, как для здорового, так и для развивающегося с отклонениями, выступает как один из самых важных факторов развития. Многое зависит от того отношения, которое родители формируют к ребенку и его проблемам.

    Родителям, воспитывающим особенного ребенка, следует готовиться к тому, что это потребует от них больших физических и духовных сил.

1. Научитесь принимать своего ребенка, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, хороший помощник и т.д., а просто за то, что он у вас есть.

2. Найдите то, в чем ребенок успешен, те моменты в поведении, которые можно поощрять, одобрять, учитесь радоваться его успехам, ведь те достижения, что кажутся вам незначительными, - для ребенка огромный шаг вперед.

3. Выражайте радость от общения с ним любовь к нему.

4. Развивайте постепенно в ребенке самостоятельность, «отпускайте» его от себя.

5. Создайте адекватные условия для развития ребенка, его обучения и воспитания, обратитесь за помощью к специалистам, которые расскажут о том, что и как делать дальше.

6. Выясните у специалистов как можно больше об особенностях развития ребенка, не стесняйтесь задавать вопросы, чтобы как можно лучше понять, в чем ребенок нуждается в первую очередь, на что обращать внимание и как с ним заниматься, попросите дать адекватную оценку его возможностям.

7. Сотрудничайте со специалистами: педагогами, врачами, психологами. Давно известно, что эффективность работы любого специалиста возрастает многократно, если все члены семьи больного ребенка задействованы в коррекционном процессе и понимают суть того, что происходит.

8. Не ограничивайте социальный опыт ребенка, расширяйте его кругозор, прививайте ему новые увлечения и интересы, поскольку это также стимулирует его развитие, не только личностное, но и интеллектуальное.

9. Не ограничивайте насколько это возможно и свой круг общения, свои интересы. Очень полезно не только для супругов, но и для самого ребенка общение семьи с социальным окружением, с друзьями семьи, родственниками. Не ущемляйте интересы других членов семьи, здоровых детей из-за больного ребенка, это позволит снизить напряженность в семье.

  • чувствует себя забытым, но и в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
  • помните, что для правильного эмоционального развития и обретения уверенности в себе ребенку необходимо 8-10 ласковых и дружеских прикосновений родителей и нескольких одобрительных взглядов каждый день.
  • помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость или сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

    Если, несмотря на все ваши усилия, истерики случаются очень часто, обратитесь к специалисту.


  Особенности воспитания братьев и сестёр

больш падрабязна.../згарнуць

Простых решений не существует, однако важно помнить, что некоторые конфликты могут играть положительную роль – при условии, что они не заходят слишком далеко. Стрессы и ссоры случаются потому, что именно так достигается переход на новый, более стабильный уровень отношений. Но дети делают это слишком неуклюже, поэтому им нужна помощь родителей:

  • избегайте роли арбитра в стычках между детьми;
  • если вас втянули в ссору, дайте каждому ребенку возможность высказать свою жалобу или обиду, а затем попросите вкратце изложить суть жалобы другого, чтобы убедиться, что он все правильно понял;
  • предложите детям вместе составить перечень возможных путей и способов решения конфликта; так вы не только вернете ответственность за решение конфликта обратно в руки детей, но и научите их преодолевать жизненные неурядицы, препятствия и негативные моменты;
  • закрепите правила поведения внутри семьи (если правило гласит «никаких драк», дисциплинарным наказанием за его нарушение может быть временное приостановление игр);
  • покажите детям положительные стороны их совместной жизни, иногда давайте им общие задания, старайтесь ровно себя вести с каждым из них;
  • если дети однополые, лучше, если у каждого из них будут свое хобби, талант или увлечение, чтобы им не приходилось соревноваться.

     Постарайтесь принять то, что ваши дети разные, и каждый по-своему хорош.

    Формирование личности ребенка начинается в семье. Важным является не только общение с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые старше или младше ребенка. В семье, где есть братья и сестры (сиблинги), взаимодействие между ними также влияет на развитие личности каждого ребенка. 

  Психологи отмечают, что позиция среди сестер и братьев имеет особое значение в жизни ребенка. Эта позиция определяется количеством детей в семье, их полом и промежутками между их рождением.

   Чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга в процессе своего развития.

Также важным является:

  • материнское отношение к детям, определяющее взаимоотношения между сиблингами;
  • влияние старших сиблингов на формирование социальных умений у младших;
  • влияние пола сиблинга на формирование идентичности;
  • уход за младшими, как условие способствующее формированию социального поведения и чувство ответственности у старшего сиблинга.

   Чем меньше возрастная разница между детьми, тем чаще возникают конфликты между ними и причины незначительные (не поделили какие-то вещи, «пальму первенства» в игре).

   Чем больше разница в возрасте, тем конфликтов меньше, но причины их возникновения более серьезные.

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ?

1. Детская ревность может стать причиной низкой успеваемости в школе. Ведь чем больше ребенок не справляется, хуже адаптируется, тем большей поддержке и внимании родителей он нуждается (что позволяет ему заполучить время и внимание родителей).

2. Бывает, что сильная ревность между детьми является проекцией конфликта родителей. Конечно, дети ссорятся о чем-то своем, но часто используют модели поведения родителей, и суть споров может быть той же (кто кого будет слушаться, чья очередь убирать комнату, чьи друзья более отвратительные, кто будет смотреть любимую передачу по ТВ и др.)

3. Личные вещи очень важны для детей, они подпитывают их чувство индивидуальности. Если братья или сестры постоянно берут эти вещи или портят их, дети расценивают это как ограбление или насилие. Естественно, временами они испытывают чувство  злости, ненависти и недовольства. Если взрослые старательно закрывают на это глаза, враждебность загоняется в подполье, где подогревается еще обидой, чувством непонятости, виной или страхом. Детям важно чувствовать, что  к каждому из них относятся справедливо. Справедливо не значит  одинаково. Ребенок точно оценит ваше внимание, если вы позаботитесь о его эксклюзивных потребностях, а не подарите ему то же самое, что и его сестре, или брату.

Уважайте разницу между детьми:

  Если возникает конфликтная ситуация, старайтесь поменять акценты. (Почему ему 3 блина, а мне – один? А ты все еще голоден, тогда давай я тебе дам еще. А ты съешь целый или половину?)

  Таким образом, вы утверждаете, что готовы удовлетворить личные желания каждого ребенка.

   Не заставляйте их во что бы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать.

Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней.

Придет то время, когда им просто станет интересно вместе, без вашего давления.

Тогда они вполне смогут почувствовать себя друзьями, сменят конкуренцию на сотрудничество и этот  бесценный опыт передадут своим детям.


  Жизнь без конфликтов

    

больш падрабязна.../згарнуць

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!


  Как бороться со страхами

 

больш падрабязна.../згарнуць

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 


  10 заповедей для родителей

больш падрабязна.../згарнуць

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.


 


           

 

225760 Брестская область, Пинский район,
агрогородок Молотковичи, ул. Морозова, д. 1 а