Оздоровление © Молотковичская вспомогательная школа-интернат

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования
"Молотковичская специальная школа-интернат"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

 

Наш видеоканал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оздоровление


 МАССАЖ И АРОМАТЕРАПИЯ КАК МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

  У вас в семье воспитывается ребёнок с особенностями психофизического развития. Что делать? Как помочь ему разобраться со своими эмоциями, сконцентрироваться на выполнении поставленных задач, придать ребёнку уверенности в себе, улучшить его настроение? В решении этих проблем могут помочь некоторые виды массажа и ароматерапия.

   При выполнении любого вида массажа нужно придерживаться нескольких общих правил: процедуру нужно выполнять в хорошо проветренном помещении, с температурой воздуха не менее 20 градусов, на чистой коже, используя какое-либо натуральное масло, можно ароматическое. Интервал после приёма пищи должен составлять не менее 1-2 часов. После завершения массажа рекомендуется полежать 5-10 минут. Нельзя выполнять массаж при повышенной  температуре тела, повреждениях на коже, гнойничковых заболеваниях, злокачественных новообразованиях. И, что немаловажно, ребёнок должен получить от процедуры только приятные ощущения. В зависимости от психо-эмоционального состояния ребёнка массаж может быть успокаивающим или тонизирующим.

    Предлагаемые приемы выполнения массажа не сложны, их освоить сможет любой заинтересованный родитель и проводить их в домашних условиях.

Успокаивающий массаж.

    Проводить успокаивающий массаж следует в течение 5-10 минут. При выполнении его нельзя использовать ударные приемы.

 Успокаивающий массаж включает следующие приемы: поглаживание, которое должно занимать большую часть сеанса, поверхностное разминание и потряхивание. Поглаживанием начинается и заканчивается массирование каждого участка.

    Поглаживание следует начинать с области спины, затем применить этот прием на областях ягодиц и задней поверхности бедер. Затем следует перейти к поглаживанию областей шеи и затылка,  волосистой части головы. После этого на этих же участках проводится прием кругообразного разминания подушечками пальцев. Закончить массаж шеи и головы следует поглаживанием.

  Следующий этап — повторный массаж ягодичной области, начинаемый с поглаживания. Далее необходимо провести потряхивание этой области, а затем можно перейти к массажу задней поверхности бедер. Массаж этой области включает поглаживание, разминание, потряхивание и снова поглаживание. Массаж грудной клетки начинается с поглаживания. Затем следует выполнить поглаживание бедер. После этого нужно опять перейти к массажу груди и выполнить прием ординарного разминания с потряхиванием. Закончить массаж груди следует поглаживанием.

   Последний этап — массаж бедер, при котором выполняется поглаживание, поверхностное валяние и потряхивание, а также неглубокое разминание передней, задней, наружной и внутренней поверхностей бедер. Все эти приемы следует чередовать с поглаживанием.

Тонизирующий массаж.

  Тонизирующий массаж проводится в течение 10-15 минут. Необходимо использовать во время сеанса массажа такие приемы, как разминание, выжимание и ударные приемы прерывистой вибрации (поколачивание,  похлопывание). Выполнять приемы следует энергично и в быстром темпе, они должны быть глубокими, но в то же время не болезненными и не грубыми.

  При выполнении тонизирующего массажа следует соблюдать строгую последовательность. Сначала массировать нужно область спины, затем тазовую область и заднюю поверхность бедер. Далее массируется грудная клетка, передняя поверхность бедер, нижние конечности.

  Спина. Сначала необходимо выполнить глубокое поглаживание, затем — растирание основанием ладони или кулаком, используя обе руки. Выполнять поглаживание и растирание следует по всей поверхности спины. Затем основанием ладони нужно выполнить разминание длинных мышц спины, далее подушечками четырех пальцев следует выполнить растирание межреберных промежутков.

   Завершить массаж спины следует растиранием основанием ладони спиралевидно.

 Массаж грудной клетки проводится кистью одной руки с выполнением приемов выжимания, разминания и прерывистой вибрации.

   Массаж передней поверхности бедер нужно проводить, используя прием выжимания, затем производится  растирание  средними фалангами пальцев, сжатыми в кулак, а также приемы прерывистой вибрации. Эти приемы не рекомендуется выполнять на внутренней поверхности бедер.

  Ароматерапия- использование воздействия на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений. Предположительно терапевтический эффект заключается в их воздействии на гормоны и другие важные биохимические частицы в организме. Надлежащий эффект от использования эфирных масел может быть достигнут только при правильном их приготовлении и хранении.Лучше выбирать масла, которые продаются в аптеках в бутылках из тёмного стекла с указанием латинского названия растительного сырья, с инструкцией к применению и чётким перечислением противопоказаний. Качественные масла обычно помечены славами «настоящие (или чистое) эфирное масло». Нужно помнить, что использовать эфирное масло на кожу в чистом виде нельзя, нужно развести его маслом- основой (хорошо использовать миндальное масло, масло из виноградных косточек или подсолнечное) в нужных пропорциях. При использовании аромалампы масло капают в воду.

   Типовая смесь для ванны: 16 капель эфирного масла на 20 чайных ложек основы (в качестве основы для ванны можно использовать лосьон без запаха или пену для ванн), полученную смесь растворить в воде, принимать ванну в течении 10-15 минут.

   Типовая смесь для массажа: 8-12 капель эфирного масла на 20 чайных ложек основы.

  Как правило, реакция детей на эфирные масла всегда положительная. Дети больше любят тёплые, сладковатые запахи. Чтобы насытить воздух в комнате ребёнка нужным ароматом, можно использовать аромалампу либо нанести масло на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи изделия из необработанного дерева, корки от апельсина и грейпфрута.

    Смесь для поднятия настроения: масло апельсина 2 капли, масло иланг-иланга  2 капли.

  Для улучшения памяти и способности сосредоточиться используется масло розмарина. Можно просто капнуть несколько капель на носовой платок.

    Масло лаванды оказывает антидепрессивный эффект.

 Использование аромалампы со смесью из 2 капель герани и лаванды и 1 капли ромашки поможет при тревоге и депрессии.

  Для гиперактивных детей используют масла шалфея, ромашки, тимьяна. Улучшают внимание, способность к усвоению знаний и усидчивость ель, жасмин, эвкалипт.

 Если же ребёнок вялый, слегка заторможенный, то можно использовать возбуждающие масла: гвоздика, мускат, корица.

  Пользуясь этими рекомендациями вы поможете своему ребёнку обрести уверенность в себе, обогатите его внутренний мир яркими красками и новыми ощущениями.

 

Медицинская сестра физиотерапевтического кабинета 1-й квалификационной категории Мотузко И.А.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 

     Формировать правильную осанку у детей необходимо с раннего возраста.  Плохие привычки (сгорбленная спина, неправильная поза за столом, принятие пищи на диване у телевизора, уроки делаются лежа на кровати), а также некоторые заболевания приводят к нарушению осанки. С диагнозом «нарушение осанки» родители сталкиваются тогда, когда проходят медицинский осмотр в школу. В этом случае родители начинают бить тревогу, что упустили некоторые моменты в воспитании правильной осанки у детей. 
   Если при осмотре спины грудная часть позвоночника выпуклая, то у ребенка явно круглая спина. При этом высота плеч на разном уровне, наблюдается наклон головы вбок, выпячивание лопаток сзади. Чтобы не возникли проблемы с деформацией позвоночника, необходимо формировать правильную осанку у детей.

  Для этого необходимо тренировать мышцы спины.  Занятия физической культурой, а также специальные правила помогут избежать искривления позвоночника:

  • во-первых, ребенок должен спать на жестком матрасе.
  • во-вторых, нужно чередовать физические нагрузки с сидячими занятиями.
  • в-третьих, следите за тем, как ребенок сидит за столом или поднимает тяжелые предметы.
  • важно, чтобы он не горбился и не сутулился. Приучайте ребенка принимать правильное положение при ходьбе, в положении стоя и сидя.

    Необходимо дома выполнять физические нагрузки. Это полезно для здоровья и ребенок с удовольствием с вами будет заниматься.

   

   Предлагаем комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей: 
  1. Исходное положение (ИП)– стоя, руки на поясе. Разведение локтей со сведением лопаток – вдох; возвращение в исходное положение – выдох, повторить 4–5 раз. 
  2. Стоя, руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад (8-10 раз). Дыхание произвольное. 
 3. Стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны корпуса вперед, спина прямая – выдох; возвращение в ИП – вдох (4–5 раз). 
  4. Стоя, руки за спиной. Совершаются наклоны корпуса вправо и влево (5–6 раз). Дыхание произвольное.
 5. Стоя, с палкой в руках. Приседания, корпус прямой, руки вытягиваются вперед, выдох; возвращение в ИП – вдох (4–5 раз). 
  6. Стоя, с палкой в руках. Поднимание палки вперед вверх – вдох; при возвращении в ИП – выдох (4–5 раз). 
  7. Лежа на спине, руки вдоль тела. Попеременное поднимание ног вверх (3–4 раза).
 8. Лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса – вдох; возвращение в ИП – выдох (3–4 раза). 
 9. Стоя, руки на поясе, производят подскоки с последующей ходьбой (30 с – 1мин). 
10. Стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны – вдох; сведение – выдох повторить 3–4 раза.

Подготовили учителя физической культуры и здоровья 
Горегляд В.М., Локун Ю.В. 

СОВЕТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ 

Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения. Тесные носки и ползун­ки недопустимы. Нежелательно детям до го­да надевать ботинки.

• Ребенок не должен ни в коем случае до­нашивать чужую обувь.

• У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устой­чивый каблук.

• Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.

• Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагайте ребенку пройти по бортику тротуара (в бе­зопасном месте), бревну, доске, веревке.

• Полезно ходить босиком по различным поверхностям.

 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

  Исходное положение: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки сво­бодно лежат на ногах, спина прямая.

1. "Здравствуйте - до свидания". Совершать движения стопами от себя - на се­бя. (5-6 раз.)

2. "Поклонились". Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)

3. "Большой палец поссорился со сво­ими братьями". Двигать большими пальца­ми ног на себя, остальными от себя. (3-4 ра­за.) Если не получается, можно помочь ру­ками.

4. "Пальчики поссорились, помирились". Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

5. "Пяточки поссорились, помирились". Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)

6. "Гусеница пошла гулять". Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджи­мая пальцы. (2-3 раза.)

7. "Кружки". Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)

Исходное положение: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

8. "Ежик". Стопа опирается на массаж­ный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)

8а. "Перенеси мяч ногами". Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: "Перекладываю мяч налево". Сде­лать то же упражнение в обратном направле­нии. (4-6 раз.)

8б. "Покажи ежику солнце". Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, под­нять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1-3, опустить. (8-10 раз.)

9. "Подними платки". Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем паль­цы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги. (6-8 раз.)

10. "Растяни ленточку". Около пальцев ноглежит ленточка. Захватить ее концы паль­цами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)

10а. "Спрячь ленточку в домик". Поста­вив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточ­ку под стопу. Повторить другой ногой.

11. "Нарисуй фигуру". Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выклады­вать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П). И.п.: стоя.

12. Ходьба на носках с разным положени­ем рук (вверх, в стороны, на плечах).

13. Ходьба на пятках, руки в замке на за­тылке.

14. "Мишка косолапый". Ходьба на внешней стороне стопы.

15. "Отправляемся в поход". Ходьба с выполнением различных движений, напри­мер "как цапля": высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:

         Я цапля, цапля, цапля.

         Хожу, хожу, хожу.

         На всех подружек сверху

         Смотрю, смотрю, смотрю.

Исходное положение: сидя на коврике.

16. "Султан". Сесть "по-турецки" (ноги крест-накрест, наружные края стоп опира­ются о пол), приговаривая:

         Я султан, я султан,

         Посмотри на мой кафтан.

   Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на на­ружных краях стоп.

17. Ходьба по массажной дорожке:

а) по ребристой поверхности с узкими полосками - скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности - прыгать на носках;

в) по колючей поверхности - переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками - скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

18. Ходьба по бревну (высота от пола 5 см).

19. Ходьба по ребристой деревянной по­верхности.

20. Ходьба по мягкому модулю ("гусенице").

Подготовили учителя физической культуры и здоровья 
Горегляд В.М., Локун Ю.В. 

Советы родителям по профилактике сколиоза

   Сейчас дети много времени проводят сидя за компьютером и у телевизора, мало двигаются и редко занимаются спортом, поэтому сколиоз у школьников встречается все чаще. Понаблюдайте за ребенком, если он часто держит голову наклоненной вбок, одно плечо выше другого, одна лопатка у него выпирает больше другой, то следует посоветоваться с врачом.

  Необходимо приучать ребенка с раннего возраста к зарядке и физическим упражнениям на свежем воздухе, подвижным играм, плаванию, развитые мышцы хорошо удерживают позвоночник в правильном положении. Установите дома гимнастический уголок, поощряйте ребенка к активным движениям. Для профилактики сколиоза полезно висеть несколько минут на турнике. Просто висеть, не подтягиваясь и не спрыгивать самому, только с помощью взрослых. Научите ребенка контролировать нагрузки, правильно распределять вес на обе руки.

 Подберите хороший матрац, жесткий и ровный, желательно ортопедический. Тщательно выбирайте ранец, он должен иметь твердую заднюю стенку, которая соприкасается со спиной ребенка. Стол, за которым ребенок занимается, должен подходить ему по росту. Не допускайте сильно наклоненных поз, писания на коленях и выпирания одного плеча при письме. Используя методы профилактики, можно избежать искривления позвоночника, но если врач уже поставил вашему ребенку диагноз – сколиоз, не стоит отчаиваться, с помощью специальных упражнений, массажа и физиотерапии можно скорректировать осанку.

 

 Гимнастические упражнения для профилактики сколиоза

Комплекс №1

1. «Деревянный человечек»

Поставьте малыша спиной к стене, пусть расправит плечи, вытянет ручки в сторон ы под углом к туловищу, раздвинет пальчики, напряжет мышцы и отойдет от стены на 3-4 шага. Ручки нужно опустить, а спину сохранять ровной, напрягая мышцы, и в таком положении походить по комнате.

2. «Деревце растет»

Пусть малыш встанет прямо, потянется всем телом вверх, как деревце, расправит спинку, поднимет голову и пройдется по комнате, разведя ручки-веточки в стороныи растопырив пальчики- листочки. После этого нужно принять позу правильной осанки в полу приседе, а затем сесть на корточки, сохраняя спинку прямой. Повторите 2-3 раза.

3. «Крокодильчик»

Попросите малыша встать на четвереньки, обхватите его за пояс, и он пусть вытянет назад одну согну­тую ножку, потом другую, а затем обе сразу, опираясь только на руки с вашей помощью. И так 2-3 раза.

4. «Маятник»

Усадите малыша на коврик по- турецки. А теперь нужно покачать головой из стороны в сторону 8-10 раз.

5. «Птичка-невеличка»

Исходное положение—как в предыдущем упражнении. Ручки согнуты в локтях, пальчики—на плечиках: это крылышки птички-невелички. Помогите ей расправить спинку, погладьте по лопаточкам, отведите локотки назад, ближе к телу. А теперь пусть птичка встанет и попрыгает на месте. Повторите 2-3 раза.

6. «Дельфинчик»

Малыш лежит на коврике и быстро перекатывается на живот, как дельфин, кувыркающийся в море. Пусть повторит упражнение 3-5 раз влево и вправо, отдыхая между поворотами.

7. «Змейка»

Лежа на спинке, нужно приподнять головку и согнуть стопы, чтобы было видно носочки, а затем снова откинуть голову, а носочки вытянуть. Повторите 3-5 раз.

 Комплекс №2

1. «Шлагбаум». Лежа на спине, ноги соединить вместе. Попеременно поднимать правую и левую ногу до прямого угла относительно пола.

 

2. «Шлагбаум». Лежа на спине, одновременно поднимать две прямые ноги до прямого угла по отношению к полу.

 

3. «Велосипед». Лежа на спине, делать ногами движение, имитирующее езду на велосипеде вперед и назад.

 

4. «Мост». Лежа на спине, ступни поставить на пол и ноги подтянуть к туловищу так, чтобы коленки «смотрели» в потолок. Таз приподнимать над землей как можно выше, прогибая спину.

 

5. «Колобок». Сидя на полу, обхватить коленки руками и качаться, из положения сидя в положение лежа и так далее.

 

6. «Ножницы». Лежа на спине, руки параллельно туловища. Прямые ноги поднять от пола под углом сорок пять градусов и делать махи, при которых ноги, скрещиваясь заходят одна за другую.

 

7. «Пловец». Лежа на спине, прямыми ногами «плыть», не касаясь пола. Высота поднятия ног - сорок пять градусов.

 

8. «Художник». Лежа на спине, соединить прямые ноги, приподнять их от пола и имитировать рисование ногами разных фигур, букв или любых рисунков.

 

9. «Диагональ». Лежа на животе, одновременно отрывать от земли правую ногу и левую руку. И наоборот, - левую ногу и правую руку.

 

10. «Пружинка». Лежа на животе, отрывать от пола одновременно, соединенные вместе и вытянутые вперед руки и прямые ноги.

 

11. «Корзинка». Лежа на животе, обхватить руками лодыжки обеих ног и приподнимать ноги над полом, образуя «корзинку». Стараться подняться как можно выше и фиксировать положение.

 

12. «Крокодил не догонит». Лежа на животе, имитировать плавание, двигая прямыми руками и ногами, стараясь не касаться ими пола.

Подготовили учителя физической культуры и здоровья 
Горегляд В.М., Локун Ю.В. 

 

           

        Каждый наш поступок, который видят или слышат наши дети, каждое наше слово и даже более того интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности.

Всеволод Кащенко

 

     Родителям необходимо оказывать посильную коррекционную помощь своему ребенку. На базе школы-интерната функционирует кабинет адаптивной физкультуры, который оснащен всем необходимым оборудованием и инвентарем для работы с детьми с ОПФР. Однако есть много упражнений, выполнение которых возможно осуществлять в домашних условиях. 

     Для развития познавательной активности, устранения  речевых нарушений важны упражнения, связанные с  мелкой моторикой рук. Для вашего внимания предлагаем несколько упражнений «пальчиковой гимнастики».

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

Капустка

Мы капустку рубим – рубим,

Мы капустку солим – солим,

Мы капустку трем – трем,

Мы капустку жмем- жмем.  

   Движения прямыми ладонями вверх – вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачек о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.      

Цветки

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

    Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо – влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулаками вперед – назад.

Лодочка

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным, по волнам

Плывут рыбки тут и там.

     На первые строчки соединить две ладони лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

         Очень важно похвалить ребенка, чтобы он проявлял желание и интерес к занятиям.

Удачи Вам!

 

Подготовила учитель адаптивной физкультуры Литвинчук О.В. 

 

 


           

 

225760 Брестская область, Пинский район,
агрогородок Молотковичи, ул. Морозова, д. 1 а