Последние годы внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов трудоустройства выпускников вспомогательных школ. В условиях рыночной экономики, жёсткой конкуренции на рынке труда, овладение профессией и трудоустройство учащихся с интеллектуальной недостаточностью становится более сложным.
Для выпускников ГУО «Молотковичская вспомогательная школа-интернат» открыты двери следующих учебных заведений:
Учреждение образования «Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания» предлагает для выпускников вспомогательных школ обучение по специальности «Швея. Сборщик обуви»
Учреждение образования «Берёзовский государственный профессиональный лицей строителей» для детей с интеллектуальной недостаточностью предлагает обучение по профессии «Маляр. Штукатур», «Каменщик. Бетонщик»
Учреждение образования «Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» приглашает выпускников вспомогательных школ для обучения по специальности «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования»
Учреждение образования «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» для детей с особенностями психофизического развития предлагает обучение по специальностям «Овощевод. Садовод. Швея», «Овощевод. Садовод. Штукатур», «Штукатур. Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования», «Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм»
Учреждение образования «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства» проводит обучение детей с интеллектуальной недостаточностью по специальности: «Садовод. Овощевод. Маляр. Штукатур»
Выбор учреждения, в котором выпускники продолжат обучение, выбор профессии, с которой они свяжут свою жизнь - это не решение администрации школы, это осознанное решение самого выпускника.
Работа по определению специальности, которой желают овладеть выпускники вспомогательной школы проходит на протяжении последнего года обучения в несколько этапов:
- работа с родителями выпускников в рамках родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций ведётся по плану:
- ознакомление родителей выпускников со списком учреждений, осуществляющих набор выпускников вспомогательных школ;
- сообщение о специальностях, которые предлагают эти учреждения;
- знакомство с материальной базой учреждений;
- проведение консультаций: «Как помочь ребёнку выбрать будущую профессию?»;
- вручение перечня документов, необходимых выпускнику для поступления;
- работа с выпускниками в рамках профориентационных бесед и индивидуальных консультаций ведётся по плану:
- ознакомление выпускников со списком учреждений, в которых можно продолжить обучение;
- сообщение о специальностях, которые предлагают эти учреждения;
- проведение консультаций: «Как выбрать профессию?», «Кем я хочу быть?», «Моё будущее. От чего оно зависит?» и т.д.
- проведение бесед с выпускниками педагогом-психологом, педагогом социальным и представителями учреждений, осуществляющих набор детей с ОПФР;
- прохождение выпускниками врачебно-консультационной комиссии с целью получения заключения о возможности обучения по выбранной специальности;
- проведение экскурсий в учреждения образования, в которых выпускники продолжат своё обучение;
- оказание помощи выпускникам в подготовке документов для поступления;
- доставка выпускников к месту продолжения обучения, заселение в общежитие.
Для того, чтобы адаптация выпускников вспомогательной школы-интерната к новым условиям прошла более успешно необходимо наличие преемственности в работе педагога социального вспомогательной школы-интерната и педагогов социальных профессиональных лицеев.